Советы педагога-психолога (учителя деффектолога)

12.05.2025

Детские конфликты

12.05.2025

Скоро в школу

03.06.2025

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста или

СКОРО В ШКОЛУ!

Рисунок2.jpg

Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма.

Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

 

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

 

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

 

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

 

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

 

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки и психологическую готовность к школьному обучению.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.

Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.

Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.

Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания.

Требования к знаниям и практическим умениям и навыкам, необходимым будущему первокласснику

Общая эрудиция.

Первоклассник должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.

Математические знания.

Ребенок должен знать:

-цифры и знаки «+» и «-»;

-смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;

-количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);

-знать простейшие геометрические фигуры.

Ребенок должен уметь:

-читать числа до 20;

-считать до 20 (прямой и обратный счет);

-решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание;

-ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;

-решать примеры в пределах 10 (или 20);

-пользоваться часами без секундной стрелки.

 

Требования к уровню устной грамотности.

Ребенок должен знать:

-алфавит;

-средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

-ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

Ребенок должен уметь:

-проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

-различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;

выделять ударение в словах;

-устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);Хочу такой сайт

-обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

 

Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования, предъявляемые к речи):

-ясное произношение всех звуков родного языка;

-умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко – тихо, меняя темп речи: быстро – медленно – быстро;

-использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;

-должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;

-должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;

-ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

-уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

 

Требования к уровню грамматических навыков:

-развитие мелкой моторики пальцев рук;

-умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;

-умение правильно держать руку, карандаш, кисть.

 

Требования к уровню развития мышления и воображения:

-умение выполнять действие классификации, обобщения, сравнения, анализа;

-умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие.


Рисунок1.jpg 

Кризис трех лет

03.06.2025

Если в семье появился второй ребенок...

24.11.2025

1.jpg

Ожидание и рождение в семье второго ребенка изменяет жизненный уклад всех членов семьи. А особенно - первого ребенка.

Иногда поведение старшего сына или дочери резко меняется не в лучшую сторону. Родители отмечают у них повышенную тревожность, беспокойство, недержание мочи или кала, подражание малышу (просят кормить из соски, носить на руках и т.п.).

Основная задача любого взрослого члена семьи помочь ребенку адаптироваться к новым условиям, возникшим из-за появления новорожденного. Причиной изменения жизненного уклада и отношений с родителями старшие дети видят в появившемся малыше. Они говорят родителям: «Из-за него (неё) ты не играешь со мной», «Он (она) едят МОЕ детское питание» и т.д. Очень трудно ребенку любого возраста делить СВОЮ маму с другим малышом.

2.jpg

Итак, появление второго ребенка меняет статус первого. Он мгновенно, без психологической подготовки и своих желаний, должен стать «Взрослым». Теперь он как ВЗРОСЛЫЙ, не должен делать, что делал раньше: бегать, кричать, в любой момент звать маму и папу (и они отвечали на его просьбы), играть и т.п. Все внимание родителей приковывается к малышу. Согласитесь, добровольно царский трон еще никто не уступал. И в семье, как в королевстве, начинается смута. Её зачинщик – ваш первенец! Он всяческими путями пытается привлечь к себе внимание – либо демонстрацией большой любви, либо демонстрацией негатива к братику (сестричке).

Вторая причина – неоправданные ожидания ребенка. «У тебя скоро появится братик или сестричка. Вы будете вместе играть» - примерно такие слова говорят родители своему первенцу. Он ждет новую игрушку. И вот, приносят маленький кулечек. Так хочется его потрогать, поиграть с ним, покормить как куклу. Но, вместо этого слышится: «не трогай, не шуми, разбудишь…». «В отличие от куклы, этот кулечек еще и пищит. Моя мама все бросает, даже меня, и с улыбкой бежит к нему» - думает ребенок. Эти две причины вызывают огромную ревность у детей.

Ревность – негативное чувство, мотивирующее на совершение очень плохих поступков. В моей практике был случай побега 6-летнего ребенка из дома, когда его младшей сестренке исполнилось 6 месяцев. Мальчик сильно переживал отдаление от него мамы. «Она всегда кормит её первой» - так он объяснил мне причину своего побега. Ревнует любой ребенок, только у одного ребенка ревность будет проявляться внешне (поведение меняется в худшую сторону), а у другого - внутренне (появляется тревожность, нарушается сон, диурез). Как же помочь ребенку адаптироваться к появлению братика или сестры?

Правильно поступают родители, заранее рассказывающие о появлении малыша. Кроме рассказов желательно показывать картинки, наблюдать за реальными малышами на улице и комментировать их поведение. Вспоминайте с ребенком этапы его развития, показывайте его фотографии, первые рисунки, отпечатки ручек и т.д.

Большинство малышей с энтузиазмом воспринимают новость о том, что у них вскоре будет братик или сестричка, поскольку это означает появление друга, с которым можно будет играть. Очень важно вовремя объяснить ребёнку, что младенец родится совсем крошечным и не сможет сразу оправдать возложенные на него надежды. Чтобы появление "живой куклы" не стало неожиданностью, расскажите ребёнку о том, как рождаются дети.

Покажите ребёнку его фотоальбом и подобно прокомментируйте каждый снимок. Расскажите о том, когда он научился сидеть, ходить, говорить и т.д. Проведите параллель между ним и будущим братиком или сестричкой - это поможет сформировать правильные ожидания.

Не стоит пугать ребёнка тем, что отныне он - опора и поддержка, а потому не имеет права на шалости и игры. Подобные установки могут напугать малыша, сформировав в нём чёткое убеждение, что мир теперь будет вращаться вокруг младенца. Лучше расскажите ему о том, как здорово вам будет всем вместе - позитивные установки гораздо более эффективны, чем негативные.

Обязательно приучайте ребенка к самостоятельной игре. Это окажет вам большую пользу, т.к. ребенок сможет проводить время самостоятельно и не чувствовать свою «заброшенность» при вашей занятости вторым ребенком.

Радостное событие произошло – вы стали мамой и папой во второй раз. Поздравьте сына или дочь с их новым статусом – братом или сестрой, и подарите желанную игрушку.

При загруженности в реализации естественных потребностей малыша, уделяйте внимание первому ребенку – создавайте «коридор доверия». Например, вам нужно кормить младшего. Обыграйте ситуацию примерно так: «Сынок (дочка), я хочу быстрее покормить братика (сестричку) чтобы у меня было больше времени быть с ТОБОЙ», «Пожалуйста, не шуми, он (она) быстрее уснет, и я буду ТЕБЕ читать». Такое построение предложений показывает ребенку вашу заботу о нем и его важность для вас.

 3.jpg

Рекомендации

- Следует развивать ощущение «взрослости» в ребенке, гордиться его достижениями, тем, что он уже «такой большой». Нужно просить ребенка о помощи, затем серьезно и искренне благодарить. Очень хорошая формулировка для матерей: «Не знаю, что бы я делала без твоей помощи».

- Важное правило: не сравнивайте своих детей! Не говорите: «Ты же старше, ты должен…».

Появление второго ребенка на самом деле влечет за собой ухудшение жизни первого. Старший уже не центр внимания в семье, его место «самого маленького» занял другой человечек. Именно вокруг новорожденного, по крайней мере, в первое время все будет вертеться, именно он станет главным объектом восхищения и родителей, и бабушек-дедушек, и всех родственников и друзей. А старшенький вместо привычного: «Бегу к тебе, что случилось, маленький?» или «Сейчас, зайчик, подойду!» будет слышать: «Подожди немного, я занята с малышом», «Не шуми, малыш спит!».

Появление второго ребенка в семье воспринимается родителями немного по-другому. Они уже обладают некоторым опытом в обращении с новорожденными, поэтому испытывают меньше страха, более уверенные манипуляции в вопросах пеленания, кормления и т.д. А вместе с тем все внимание, которое раньше было сосредоточено на первенце, распределяется на двоих. Как следствие, может проявиться ревность первого ребенка ко второму.

Как избежать детской ревности

С рождением второго ребёнка мир изменится не только для вас, но и для вашего первенца. Помогите ему справиться с ситуацией и не позвольте почувствовать себя лишним.

Чтобы избежать детской ревности, родители должны соблюдать некоторые правила.

1. Для детей очень важны тактильные ощущения. Поэтому ребенка нужно чаще целовать и обнимать, гладить по голове и брать за руку. Разрешите ребенку под вашим контролем целовать и брать на руки новорожденного малыша.

2. Хвалите ребенка за любую оказанную вам помощь. А если этой помощи нет, то не нужно его ругать и стыдить.

3. Планируйте время так, чтобы какая-то его часть была полностью посвящена старшему ребенку. Разговаривайте с ним, расспрашивайте, как прошел день в детском саду или школе.

4. Дарите ребенку подарки не только на день рождение и новый год, но и просто так, без повода. Пусть это будут недорогие вещи и игрушки, но зато от души.

Подарки помогут уяснить малышу, что родители его все так же любят и ценят. Но стоит помнить, что подарки нужно делать обоим детям, чтобы старший ребенок понимал, что в семье он теперь не один, что внимание мамы и папы должно доставаться обоим детям.

Соблюдая эти несложные правила, вы заметите, что в вашей семье нет такого понятия как детская ревность.

Руководствуйтесь не только любовью, но и здравым смыслом - так и только так вы сумеете создать по-настоящему счастливую семью.

Мудрая мама привлекает старшего ребенка к уходу за младшим. Тогда и новорожденный оказывается под присмотром, и старшее чадо чувствует себя нужным. Но ребенку надо четко объяснить, что можно делать, а что нельзя. И повторять эти правила придется многократно, прежде чем дитя сможет их понять и усвоить.

4.jpg

24.03.2025

1.jpeg

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.