Советы педагога-психолога (учителя деффектолога)
12.05.2025
Детские конфликты
12.05.2025
Скоро в школу
03.06.2025
Психологические
особенности детей старшего дошкольного возраста или
СКОРО В ШКОЛУ!

Старший дошкольный возраст
(6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме
ребенка и является определенным этапом созревания организма.
Характерной особенностью
данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических
процессов: внимания, мышления,
воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении
дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание,
то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда
ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных
предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного
возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память
начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного
возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и
начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию
способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов
окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного
возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные
игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и
впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного
возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность
использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.
Для деятельности ребенка 6
– 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и
становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с
развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка
на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки
педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным
осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в
детском коллективе сверстников.
У детей старшего
дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего
социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего
новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего
возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу»
постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Успешность обучения во
многом зависит от степени подготовленности
ребенка к школе.
Готовность к школе включает несколько составляющих
компонентов: прежде всего физическую
готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма,
его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные
умственные и физические нагрузки и психологическую готовность к школьному
обучению.
Под психологической
готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно
сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения
школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.
Составными компонентами
психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная,
социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.
Внутренняя психическая
жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной
характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и
от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет
зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.
Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития
познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться
успехов в учении.
Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью
внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции
– «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей.
Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к
учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и
результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.
Также социально-личностная
готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и
качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем,
способность к коллективным формам деятельности.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной
предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной
активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать,
сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по
существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать
выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.
Важной составной частью
психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность,
которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим
поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной
регуляции внимания.
Требования к знаниям и практическим умениям и навыкам, необходимым будущему первокласснику
Общая эрудиция.
Первоклассник должен иметь
знания и представления об окружающем мире: временах года (их признаках), о
растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника),
знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.
Математические знания.
Ребенок должен знать:
-цифры и знаки «+» и «-»;
-смежные числа в пределах
10 «соседи числа»;
-количественный состав
чисел в пределах 10 (состав числа);
-знать простейшие
геометрические фигуры.
Ребенок должен уметь:
-читать числа до 20;
-считать до 20 (прямой и
обратный счет);
-решать арифметические
задачи в одно действие на сложение и вычитание;
-ориентироваться на листе
бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;
-решать примеры в пределах
10 (или 20);
-пользоваться часами без
секундной стрелки.
Требования к уровню устной грамотности.
Ребенок должен знать:
-алфавит;
-средства интонационной
выразительности (повышение и понижение голоса);
-ряд стихов, потешек,
загадок, считалок.
Ребенок должен уметь:
-проводить звуковой анализ
несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
-различать и называть
гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
выделять ударение в словах;
-устно пересказать то, что
только что прочитали (осознанность текста);
-обводить и списывать
(срисовывать) печатные буквы и слова.
Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования,
предъявляемые к речи):
-ясное произношение всех
звуков родного языка;
-умение ребенка говорить,
меняя динамику, тихо – громко – тихо, меняя темп речи: быстро – медленно –
быстро;
-использовать в речи
средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать
стихотворение;
-должен быть сформирован
уровень культуры речевого общения;
-должен уметь
разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух
говорящих людей;
-ребенок должен уметь вести
диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать
сказки, рассказы;
-уметь объяснять своими
словами смысл пословицы, стихотворения.
Требования к уровню грамматических навыков:
-развитие мелкой моторики
пальцев рук;
-умение создавать напряжение
и расслабление в мышцах руки и кисти;
-умение правильно держать
руку, карандаш, кисть.
Требования к уровню развития мышления и воображения:
-умение выполнять действие
классификации, обобщения, сравнения, анализа;
-умение давать определение
знакомого понятия через род и видовое различие.
Кризис трех лет
03.06.2025
Если в семье появился второй ребенок...
24.11.2025

Ожидание
и рождение в семье второго ребенка изменяет жизненный уклад всех членов семьи.
А особенно - первого ребенка.
Иногда
поведение старшего сына или дочери резко меняется не в лучшую сторону. Родители
отмечают у них повышенную тревожность, беспокойство, недержание мочи или кала,
подражание малышу (просят кормить из соски, носить на руках и т.п.).
Основная
задача любого взрослого члена семьи помочь ребенку адаптироваться к новым
условиям, возникшим из-за появления новорожденного. Причиной изменения
жизненного уклада и отношений с родителями старшие дети видят в появившемся
малыше. Они говорят родителям: «Из-за него (неё) ты не играешь со мной», «Он
(она) едят МОЕ детское питание» и т.д. Очень трудно ребенку любого возраста
делить СВОЮ маму с другим малышом.

Итак,
появление второго ребенка меняет статус первого. Он мгновенно, без
психологической подготовки и своих желаний, должен стать «Взрослым».
Теперь он как ВЗРОСЛЫЙ, не должен делать, что делал раньше: бегать, кричать, в
любой момент звать маму и папу (и они отвечали на его просьбы), играть и т.п.
Все внимание родителей приковывается к малышу. Согласитесь, добровольно царский
трон еще никто не уступал. И в семье, как в королевстве, начинается смута. Её
зачинщик – ваш первенец! Он всяческими путями пытается привлечь к себе внимание
– либо демонстрацией большой любви, либо демонстрацией негатива к братику
(сестричке).
Вторая
причина – неоправданные ожидания ребенка. «У тебя скоро появится братик
или сестричка. Вы будете вместе играть» - примерно такие слова говорят родители
своему первенцу. Он ждет новую игрушку. И вот, приносят маленький кулечек. Так
хочется его потрогать, поиграть с ним, покормить как куклу. Но, вместо этого
слышится: «не трогай, не шуми, разбудишь…». «В отличие от куклы, этот кулечек
еще и пищит. Моя мама все бросает, даже меня, и с улыбкой бежит к нему» -
думает ребенок. Эти две причины вызывают огромную ревность у детей.
Ревность
– негативное чувство, мотивирующее на совершение очень плохих поступков. В моей
практике был случай побега 6-летнего ребенка из дома, когда его младшей
сестренке исполнилось 6 месяцев. Мальчик сильно переживал отдаление от него
мамы. «Она всегда кормит её первой» - так он объяснил мне причину своего
побега. Ревнует любой ребенок, только у одного ребенка ревность будет
проявляться внешне (поведение меняется в худшую сторону), а у другого -
внутренне (появляется тревожность, нарушается сон, диурез). Как же помочь
ребенку адаптироваться к появлению братика или сестры?
Правильно
поступают родители, заранее
рассказывающие о появлении малыша. Кроме рассказов желательно показывать
картинки, наблюдать за реальными малышами на улице и комментировать их
поведение. Вспоминайте с ребенком этапы
его развития, показывайте его фотографии, первые рисунки, отпечатки ручек и
т.д.
Большинство
малышей с энтузиазмом воспринимают новость о том, что у них вскоре будет братик
или сестричка, поскольку это означает появление друга, с которым можно будет
играть. Очень важно вовремя объяснить ребёнку, что младенец родится совсем
крошечным и не сможет сразу оправдать возложенные на него надежды. Чтобы
появление "живой куклы" не стало неожиданностью, расскажите ребёнку о
том, как рождаются дети.
Покажите
ребёнку его фотоальбом и подобно прокомментируйте каждый снимок. Расскажите о
том, когда он научился сидеть, ходить, говорить и т.д. Проведите параллель
между ним и будущим братиком или сестричкой - это поможет сформировать
правильные ожидания.
Не
стоит пугать ребёнка тем, что отныне он - опора и поддержка, а потому не имеет
права на шалости и игры. Подобные установки могут напугать малыша, сформировав
в нём чёткое убеждение, что мир теперь будет вращаться вокруг младенца. Лучше
расскажите ему о том, как здорово вам будет всем вместе - позитивные установки
гораздо более эффективны, чем негативные.
Обязательно
приучайте ребенка к самостоятельной
игре. Это окажет вам большую пользу, т.к. ребенок сможет проводить время
самостоятельно и не чувствовать свою «заброшенность» при вашей занятости вторым
ребенком.
Радостное
событие произошло – вы стали мамой и папой во второй раз. Поздравьте сына или дочь с их новым статусом – братом или сестрой,
и подарите желанную игрушку.
При
загруженности в реализации естественных потребностей малыша, уделяйте внимание
первому ребенку – создавайте «коридор доверия». Например, вам нужно кормить
младшего. Обыграйте ситуацию примерно так: «Сынок (дочка), я хочу быстрее
покормить братика (сестричку) чтобы у меня было больше времени быть с ТОБОЙ»,
«Пожалуйста, не шуми, он (она) быстрее уснет, и я буду ТЕБЕ читать». Такое
построение предложений показывает ребенку вашу заботу о нем и его важность для
вас.

Рекомендации
- Следует
развивать
ощущение «взрослости» в ребенке, гордиться его достижениями, тем, что
он уже «такой большой». Нужно просить ребенка о помощи, затем серьезно и
искренне благодарить. Очень хорошая формулировка для матерей: «Не знаю, что бы
я делала без твоей помощи».
- Важное
правило: не сравнивайте своих детей! Не говорите: «Ты же старше, ты
должен…».
Появление
второго ребенка на самом деле влечет за собой ухудшение жизни первого. Старший
уже не центр внимания в семье, его место «самого маленького» занял другой
человечек. Именно вокруг новорожденного, по крайней мере, в первое время все
будет вертеться, именно он станет главным объектом восхищения и родителей, и
бабушек-дедушек, и всех родственников и друзей. А старшенький вместо
привычного: «Бегу к тебе, что случилось, маленький?» или «Сейчас, зайчик,
подойду!» будет слышать: «Подожди немного, я занята с малышом», «Не шуми, малыш
спит!».
Появление
второго ребенка в семье воспринимается родителями немного по-другому. Они уже
обладают некоторым опытом в обращении с новорожденными, поэтому испытывают
меньше страха, более уверенные манипуляции в вопросах пеленания, кормления и
т.д. А вместе с тем все внимание, которое раньше было сосредоточено на
первенце, распределяется на двоих. Как следствие, может проявиться ревность
первого ребенка ко второму.
Как избежать детской ревности
С
рождением второго ребёнка мир изменится не только для вас, но и для вашего
первенца. Помогите ему справиться с ситуацией и не позвольте почувствовать себя
лишним.
Чтобы
избежать детской ревности, родители должны соблюдать некоторые правила.
1.
Для детей очень важны тактильные ощущения. Поэтому ребенка нужно чаще целовать
и обнимать, гладить по голове и брать за руку. Разрешите ребенку под вашим
контролем целовать и брать на руки новорожденного малыша.
2.
Хвалите ребенка за любую оказанную вам помощь. А если этой помощи нет, то не
нужно его ругать и стыдить.
3.
Планируйте время так, чтобы какая-то его часть была полностью посвящена
старшему ребенку. Разговаривайте с ним, расспрашивайте, как прошел день в детском
саду или школе.
4.
Дарите ребенку подарки не только на день рождение и новый год, но и просто так,
без повода. Пусть это будут недорогие вещи и игрушки, но зато от души.
Подарки
помогут уяснить малышу, что родители его все так же любят и ценят. Но стоит
помнить, что подарки нужно делать обоим детям, чтобы старший ребенок понимал,
что в семье он теперь не один, что внимание мамы и папы должно доставаться
обоим детям.
Соблюдая
эти несложные правила, вы заметите, что в вашей семье нет такого понятия как
детская ревность.
Руководствуйтесь
не только любовью, но и здравым смыслом - так и только так вы сумеете создать
по-настоящему счастливую семью.
Мудрая мама привлекает старшего ребенка к
уходу за младшим. Тогда и новорожденный оказывается под присмотром, и старшее
чадо чувствует себя нужным. Но ребенку надо четко объяснить, что можно делать,
а что нельзя. И повторять эти правила придется многократно, прежде чем дитя
сможет их понять и усвоить.
