Консультации для родителей

18.03.2025

Детские конфликты

12.05.2025

Кризис трех лет

03.06.2025

кризис

Скоро в школу

03.06.2025

Что необходимо сделать СЕГОДНЯ, чтобы Ваш ребенок стал ЗАВТРА успешным первоклассником!

Рисунок1.jpg

Первый год в школе является важным этапом в жизни ребенка, который требует подготовки.

 Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам,  поможет ему быть успешным в школе.

Развитие речи

Развитие речи является одним из важнейших аспектов подготовки ребенка к школе. Разговаривайте с ребенком на протяжении всего дня, задавайте ему вопросы, слушайте его ответы и поддерживайте диалог. Читайте книги и рассказывайте истории, используя разные интонации и выражения лица.

Чтение и письмо

Чтение и письмо – это основные навыки, которые ребенок должен освоить в первом классе. Помогите ребенку развивать эти навыки, играя с ним в игры и упражнения, которые помогут ему запомнить буквы и слова. Регулярно читайте книги вместе с ребенком, задавайте ему вопросы о содержании и обсуждайте идеи, которые он выражает.

Развитие школьных навыков

Школьные навыки – это не только умение концентрироваться на уроке, но и умение работать в коллективе, решать проблемы, анализировать информацию, выражать свои мысли и т.д. Поэтому развитие этих навыков должно быть комплексным и включать в себя различные аспекты.

Например, для развития внимания и концентрации можно использовать игры на внимание и память, задания на сосредоточенность на одной задаче, упражнения на развитие визуального восприятия и т.д. Для развития коммуникативных навыков можно проводить игры на общение, учить ребенка правилам этикета и поведения в обществе, помогать ему находить новых друзей и т.д.

Социальные навыки

Социальные навыки также являются важными для успешной адаптации ребенка к школе. Ребенок должен научиться общаться с другими детьми, уважать их мнения и находить общий язык. Помогите ребенку развивать социальные навыки, играя с ним в игры, которые помогают развивать его коммуникативные способности.

Самостоятельность

Не менее важное, это развивать у ребенка навыки самостоятельности и ответственности. Попросите его убирать игрушки после игры, одеваться самостоятельно, помогать вам по хозяйству. Таким образом, вы подготовите его к тому, что он будет самостоятельным и ответственным учеником в школе.

Эмоциональное благополучие

Эмоциональное благополучие является важным аспектом подготовки ребенка к школе. Ребенок должен научиться управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение. Создайте положительную обстановку в семье, где ребенок чувствует себя защищенным и любимым. Помогите ребенку развивать навыки самоконтроля и управления своими эмоциями.

Режимные моменты

Очень важное условие успеха в школе — это хороший сон и правильное питание. Старайтесь, чтобы режим сна ребенка не нарушался,  следите за его рационом питания, чтобы он получал все необходимые витамины и минералы.

Физическая культура

Не забывайте про физические нагрузки. Регулярно занимайтесь спортом вместе с ребенком, ходите на прогулки, занимайтесь физкультурой дома. Это поможет укрепить здоровье и повысить работоспособность.

Адаптация к новой среде обучения

Адаптация к новой среде обучения может быть трудной для ребенка. Подготовьте его к новой среде обучения, объяснив, что он может ожидать, и помогите ему научиться ориентироваться в новой среде. Рассказывайте ему о том, как будет проходить учебный процесс, кто будут его учителя и какие будут его одноклассники.

Подготовка ребенка к школе – это важный этап в его жизни, который требует внимания и заботы со стороны родителей. Развивайте у ребенка навыки и умения, необходимые для успешной адаптации к школьной программе, создавайте положительную обстановку в семье и помогайте ему адаптироваться к новой среде обучения. Помните, что подготовка ребенка к школе – это долгосрочное решение, которое может повлиять на будущее ребенка.

Рисунок2.jpg

МУЛЬТФИЛЬМЫ – ЗА И ПРОТИВ.

30.09.2025

ыы.jpgМУЛЬТФИЛЬМЫ – ЗА И ПРОТИВ.

Способствуют ли мультики развитию ребенка?

В современной мультипликации персонажи часто не только не соответствуют реальному внешнему миру, но уродливы.

Ребенок, видя на экране таких героев, старается им подражать, поскольку механизмы имитации у детей рефлекторные, следовательно, поведенчески он копирует тех, кого вы ему сами показали…

В дальнейшем проявляется не только поведенческое подражание, но и эмоциональное. А кого только не придумала современная индустрия мультиков от всевозможных колдунов до инопланетных существ, для ребенка все увиденное – это реальность, для малыша еще нет грани реального и условного.

Задумайтесь, какую реальность вы выбираете своим детям… Когда ребенок видит в мультике агрессию, повторяющуюся многократно, да еще и сопровождаемую красивыми, яркими картинками, это приводит к выработке соответствующей модели поведения.

Малыш не переживает таких обычных и необходимых человеческих эмоций как боль, сочувствие, сопереживание, сострадание. В мультфильмах все, наоборот, вместо данных эмоций ребенок получает удовольствие от удара, оскорбления, такая сцена может вызывать даже смех.

Каков же механизм воздействия мультфильмов на ребенка? Яркие и красочные картинки стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, эффекту «мелькания», колоритности образа. Данный факт способствует развитию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Какие же качества может развить чрезмерное общение с телевизором?

·        Подавление воли и сознания Воздействие телевизора на детскую психику подобно воздействию наркотиков. Американский психолог А.Мори считает, что просмотр телевизора у ребенка производит гипнотическое оцепенение. Что и способствует подавлению воли и сознания.

·         Повышенная склонность к внушаемости В рейтинге наибольшего вреда детской психики первое место занимают вовсе не кровавые боевик, глупые сериалы или даже мультики, а реклама. Она всегда красочная и броская, в ней всегда все улыбаются, радуются – это вызывает у ребенка ощущение маленького праздника. Реклама направлена на внушение установки на покупку предмета или услуги, часто ребенок даже не понимает, что именно там предлагается, но на подсознательном уровне установка усваивается. Это и приводит в дальнейшем к повышенной склонности к внушаемости во всех сферах жизни вашего ребенка.

·        Пассивность В норме у ребенка большой запас энергии, который необходимо направлять на исследование и познание окружающего мира. Для того что бы понять как работает тот или иной предмет они могут повторить одно и тоже действие очень много раз. Общение же с телевизором не предполагает умственной активности, ребенок пассивный зритель, он только получает информацию в виде чередующихся картинок и не учится ее анализировать. А без активной умственной деятельности не возможно развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.

·         Инфантилизм На экране телевизора перед ребенком предстают красивые миры, в которых все радуются, не имеют проблем и забот. И у малыша формируется представление, что так происходит и в жизни. Когда в дальнейшем такой ребенок понимает, что необходимо нести ответственность за свое поведение и поступки он стремится спрятаться в тот красочный мир, который он видел в детстве. Во взрослой жизни это проявляется в обидчивости, застенчивости, неумении оценивать свои поступки, принимать ответственность.

Кроме психологического вреда, необходимо учитывать и вред, наносимый физическому развитию ребенка:

-повышенная утомляемость, раздражительность, вследствие истощаемости нервной системы;

-расстройство сна, снижение памяти и внимания;

-регрессивные изменение в костно-мышечной системе;

-развитие близорукости.

Но нельзя, же ребенка вообще отгородить от телевизора, чтобы не навредить развитию, важно соблюдать следующие рекомендации:

·        Нельзя полностью запрещать ребенку общение с телевизором Как известно запретный плод сладок, ребенок будет всячески стремиться уловить момент и хоть немножко посмотреть, что же там такое.

·        Телевизора не должно быть много. Просмотр телепередач должен быть ограничен. Важно чтобы ребенок знал об этом ограничении. Желание смотреть телевизор детьми подобен снежному кому – чем больше смотришь, тем больше хочется. А для того, чтобы выключение не сопровождалось истерикой у ребенка, необходимо отвлечь его чем-то, например развивающей игрой.

·        Меньше свободного времени. Важным моментом является доступность для ребенка игрушек, инструментов для лепки и рисования, книжек и раскрасок. Малыш может и не вспомнить про телевизор, когда у него будет такой выбор в свободном доступе. Важно не только задуматься над содержанием того, что смотрит ваш малыш, но и сколько ребенок проводит времени с телевизором.

Невропатологи рекомендуют придерживаться следующей градации:

-Детям до трех лет телевизор смотреть не следует.

-Здоровые дети 3-4 лет могут смотреть детские передачи около 15 мин;

-5-6 летние дети не должны пребывать у телевизора более 30 мин.;

-6-7 летние дети способны смотреть телевизор без отягощающих последствий 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.

Следует помнить, что ни какая телевизионная передача не способна заменять маму и развивать малыша, соответственно его возрасту. Для того чтобы телевизор имел развивающий эффект необходимо, чтобы взрослый человек объяснял что происходит, почему, зачем и как именно.

Кризис семи лет

30.09.2025

7.jpgКРИЗИС 7 ЛЕТ.

Когда ребенок прощается с детским садом и стоит на школьном пороге, ему предстоит преодолеть массу эмоциональных сложностей, чтобы гармонично вписаться в новую среду и стать полноправным ее членом. В какой-то степени, становясь уже немножко взрослым, вашему чаду придется преодолеть одну из первых ступенек – кризис 7 лет, чтобы быть готовым учиться в школе. К особенностям кризиса 7 лет можно отнести необходимость преодоления ребенком школьных нагрузок, общение с различного уровня сверстниками, которые тоже переживают похожий период по-своему, а также изменение отношений с родителями. Психологами доказано, что кризис 7 лет ожидаемым образом отражается на поведении вашего ребенка.

Вы можете столкнуться с такими признаками кризиса 7 лет:

·         нелепым вредным поведением;

·         искусственной наигранностью;

·         плохой усидчивостью и вертлявостью;

·         во время кризиса 7 лет дети начинают паясничать и передразнивать родителей;

·         одним из признаков кризиса 7 лет является привлечение к себе внимания с помощью клоунады.

Во время кризиса 7 лет вышеописанные признаки сопровождаются следующими эмоциональными и поведенческими особенностями:

·         быстрая утомляемость;

·         вспыльчивость и раздражительностьХочу такой сайт

·         ;рассеянность и как следствие, плохая успеваемость;

·         замкнутость и застенчивость либо, наоборот – агрессивность;

·         поиск авторитета – именно в кризис 7 лет у ваших чад появляются друзья старшего возраста в основном забияки и хулиганы;

·         в поисках своего места, многие дети во время кризиса 7 лет начинают заискивать перед старшими и кляузничать на сверстников;

·         в период становления многим детям свойственно недооценивать себя и сравнивать с остальными.

 

В психологии выделяют 7 основных признаков кризиса у ребенка.

Кризис 7 лет: негативизм

Такое проявление кризиса 7 лет у ребенка необходимо отличать от свойственного ему непослушания. Характеристикой кризиса 7 лет у ребенка является его отрицательного отношения к просьбам родителей – беспочвенный и повсеместный отказ от того, что просит его взрослый. Не прибегайте к наказаниям в такой ситуации, ведь даже основательный разговор и объяснения вряд ли помогут в этом случае. А вот если в момент просьбы ваше чадо чем-либо увлечено – это обычное непослушание и уж с этим можно справиться.

Кризис 7 лет: упрямство

В этом случае ребенок безапелляционно требует что-либо от взрослого. Мотивом такого поведения ребенка в кризис 7 лет является нежелание обладать вещью, а сам процесс самоутверждения в своих глазах и глазах взрослых. Скорее всего, сама вещь не особо принципиальна для него в этот момент, целью такой настойчивости является необходимость добиться того, чего он требует.

Кризис 7 лет: строптивость

Это проявление возрастного кризиса 7 лет направлено, скорее, на отрицание распорядка и уклада, который ему пытаются навязать: ходить в школу, вставать, рано, сидеть на занятиях, учить уроки и прочее.

Кризис 7 лет: своеволие

В период кризиса 7 лет такая характеристика поведения, как своеволие проявляется в желании все делать самостоятельно, то есть быть независимым от желаний, указаний и помощи взрослых.

Кризис 7 лет: протест

В процессе адаптации к новым социальным условиям, укладу, правилам поведении и порядку жизни у ребенка происходит повсеместное отрицание. Поэтому кризис в возрасте 7 лет проходит под знаком ссор. Кажется, что ваше чадо находится в непреодолимом конфликте со всеми и каждым. На самом деле в психологии кризис 7 лет связан с внутренними конфликтами ребенка по адаптации в окружении, которые он выплескивает на всех и вся.

Кризис 7 лет: обесценивание

В момент формирования новых ценностей в семилетний период, особенностью является кризис идеалов. В это время ребенок говорит на то, что раньше считал белым – черное и наоборот, а также ломает вещи, которые были ему некогда очень дороги. С удовольствием повторяет плохие слова и грубые фразы, потому что это запрещают родители, и относится с особой жестокостью к другим детям. Кроме этого, излишне опекаемые родителями дети, начинают проявлять деспотизм по отношению к остальным членам семьи, практически подчиняя своей воле уклад всех ее членов.

Кризис 7 лет у ребенка: СКОРАЯ ПОМОЩЬ

1.     Не паникуйте, это лишь очередная сложность, которую вы обязательно преодолеете. Как и любые болезни, кризисы – это лишь временное в вашей жизни. Просто правильно ведите себя, и вскоре все придет в норму.

2.     Одной из причин острого проявления конфликтов кризиса 7 лет является несоответствие именно вашего отношения к ребенку. Может быть, дайте ребенку немножко свободы – пусть сам в себе разберется. Не так сильно ограничивайте его – только контролируйте и направляйте бережно.

3.     Ваш малыш уже вырос – не нужно так опекать его. Дайте ему возможность расправить крылья, и когда он сам придет за советом, тогда уж и вы покажете свою родительскую заботу.

Рекомендации родителям

·         Все негативные симптомы кризиса 7 лет у ребенка связаны с внутренним протестом относительно возрастающих требований дома и в школе. Слишком много в одночасье переходит в категорию «нужно делать», а у ребенка сразу же появляется бесконечное «не хочу – не буду».
Рекомендации кризис 7 лет: корректно завуалируйте ваши «должен» так, чтоб ребенку самому захотелось это выполнить. Расскажите поучительную историю, где авторитетный для него герой показывает ему пример такого поведения.

·         В кризисные 7 лет ребенок уже может принимать решения, основываясь на личном опыте. В период очередного отказа не насилуйте его своим авторитетом – напомните как ему было холодно, когда он недостаточно хорошо оделся или как болел животик в прошлый раз от такого количества сладкого.

·         Давайте ребенку возможность спорить с вами. Если в кризис 7 лет у него имеется свое мнение, пусть аргументирует его. В таком случае он научится безосновательно не требовать чего-либо, а вы научитесь слышать и считаться с его мнением.

·         На переходном этапе кризиса 7 лет рекомендуется сразу не переключать ребенка с игрушек на книги и письмо. Вводите школьные предметы постепенно, даже играючи. Разрешайте вашему чаду расслабиться за любимой игрой, при этом повторяйте слова, заданные на дом. Или рисуйте буквы вместе цветными маркерами. Чем больше вы вовлечены в новые процессы вместе, тем лучше они входят в повседневный порядок ребенка.

·         Особенностью кризиса 7 лет является непослушание. Если ребенок отказывается придерживаться обычного распорядка дня – не заставляйте его. Уточните, сколько времени ему понадобится, чтобы закончить все дела – пусть чувствует себя взрослым. Во время кризиса 7 лет психологи рекомендуют общаться с ребенком на равных: задавать взрослые вопросы, давать возможность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

·         В кризис семи лет ребенок хоть и взрослеет, но все же глубоко еще остается ребенком. Ставьте в пример сказочных героев, благо сейчас масса поучительных мультфильмов с глубоким смыслом. Так вы смещаете авторитарную позицию с себя и сглаживаете «необходимость что-то делать» с помощью прочих факторов.

·         Важная рекомендация во время кризиса ребенка в 7 лет: не относитесь к ребенку как к своей вещи. Да, вы его родили и вырастили, но он отдельная личность и не обязан быть абсолютно похожим на вас. Самые сильные проявления симптомов кризиса 7 лет происходят именно из-за поведения родителей. Когда все начинается, не считайте, что ситуация выходит из-под вашего контроля, и не думайте, что ваша «игрушка» сломалась. Не бросайте все силы, чтоб ее починить. Вы должны справиться со своими родительскими чувствами и понять, что ребенку сейчас куда труднее вас. Вы рука об руку должны вместе пройти этот кризис 7 лет. Ваша основная задача, как родителя, поддерживать и направлять ваше чадо в этот важный и не простой для вас обоих период.

Если в семье появился второй ребенок...

24.11.2025

ЕСЛИ В СЕМЬЕ ПОЯВИЛСЯ ВТОРОЙ РЕБЕНОК…

1.jpg

Ожидание и рождение в семье второго ребенка изменяет жизненный уклад всех членов семьи. А особенно - первого ребенка.

Иногда поведение старшего сына или дочери резко меняется не в лучшую сторону. Родители отмечают у них повышенную тревожность, беспокойство, недержание мочи или кала, подражание малышу (просят кормить из соски, носить на руках и т.п.).

Основная задача любого взрослого члена семьи помочь ребенку адаптироваться к новым условиям, возникшим из-за появления новорожденного. Причиной изменения жизненного уклада и отношений с родителями старшие дети видят в появившемся малыше. Они говорят родителям: «Из-за него (неё) ты не играешь со мной», «Он (она) едят МОЕ детское питание» и т.д. Очень трудно ребенку любого возраста делить СВОЮ маму с другим малышом.

2.jpg

Итак, появление второго ребенка меняет статус первого. Он мгновенно, без психологической подготовки и своих желаний, должен стать «Взрослым». Теперь он как ВЗРОСЛЫЙ, не должен делать, что делал раньше: бегать, кричать, в любой момент звать маму и папу (и они отвечали на его просьбы), играть и т.п. Все внимание родителей приковывается к малышу. Согласитесь, добровольно царский трон еще никто не уступал. И в семье, как в королевстве, начинается смута. Её зачинщик – ваш первенец! Он всяческими путями пытается привлечь к себе внимание – либо демонстрацией большой любви, либо демонстрацией негатива к братику (сестричке).

Вторая причина – неоправданные ожидания ребенка. «У тебя скоро появится братик или сестричка. Вы будете вместе играть» - примерно такие слова говорят родители своему первенцу. Он ждет новую игрушку. И вот, приносят маленький кулечек. Так хочется его потрогать, поиграть с ним, покормить как куклу. Но, вместо этого слышится: «не трогай, не шуми, разбудишь…». «В отличие от куклы, этот кулечек еще и пищит. Моя мама все бросает, даже меня, и с улыбкой бежит к нему» - думает ребенок. Эти две причины вызывают огромную ревность у детей.

Ревность – негативное чувство, мотивирующее на совершение очень плохих поступков. В моей практике был случай побега 6-летнего ребенка из дома, когда его младшей сестренке исполнилось 6 месяцев. Мальчик сильно переживал отдаление от него мамы. «Она всегда кормит её первой» - так он объяснил мне причину своего побега. Ревнует любой ребенок, только у одного ребенка ревность будет проявляться внешне (поведение меняется в худшую сторону), а у другого - внутренне (появляется тревожность, нарушается сон, диурез). Как же помочь ребенку адаптироваться к появлению братика или сестры?

Правильно поступают родители, заранее рассказывающие о появлении малыша. Кроме рассказов желательно показывать картинки, наблюдать за реальными малышами на улице и комментировать их поведение. Вспоминайте с ребенком этапы его развития, показывайте его фотографии, первые рисунки, отпечатки ручек и т.д.

Большинство малышей с энтузиазмом воспринимают новость о том, что у них вскоре будет братик или сестричка, поскольку это означает появление друга, с которым можно будет играть. Очень важно вовремя объяснить ребёнку, что младенец родится совсем крошечным и не сможет сразу оправдать возложенные на него надежды. Чтобы появление "живой куклы" не стало неожиданностью, расскажите ребёнку о том, как рождаются дети.

Покажите ребёнку его фотоальбом и подобно прокомментируйте каждый снимок. Расскажите о том, когда он научился сидеть, ходить, говорить и т.д. Проведите параллель между ним и будущим братиком или сестричкой - это поможет сформировать правильные ожидания.

Не стоит пугать ребёнка тем, что отныне он - опора и поддержка, а потому не имеет права на шалости и игры. Подобные установки могут напугать малыша, сформировав в нём чёткое убеждение, что мир теперь будет вращаться вокруг младенца. Лучше расскажите ему о том, как здорово вам будет всем вместе - позитивные установки гораздо более эффективны, чем негативные.

Обязательно приучайте ребенка к самостоятельной игре. Это окажет вам большую пользу, т.к. ребенок сможет проводить время самостоятельно и не чувствовать свою «заброшенность» при вашей занятости вторым ребенком.

Радостное событие произошло – вы стали мамой и папой во второй раз. Поздравьте сына или дочь с их новым статусом – братом или сестрой, и подарите желанную игрушку.

При загруженности в реализации естественных потребностей малыша, уделяйте внимание первому ребенку – создавайте «коридор доверия». Например, вам нужно кормить младшего. Обыграйте ситуацию примерно так: «Сынок (дочка), я хочу быстрее покормить братика (сестричку) чтобы у меня было больше времени быть с ТОБОЙ», «Пожалуйста, не шуми, он (она) быстрее уснет, и я буду ТЕБЕ читать». Такое построение предложений показывает ребенку вашу заботу о нем и его важность для вас.

 3.jpg

Рекомендации

- Следует развивать ощущение «взрослости» в ребенке, гордиться его достижениями, тем, что он уже «такой большой». Нужно просить ребенка о помощи, затем серьезно и искренне благодарить. Очень хорошая формулировка для матерей: «Не знаю, что бы я делала без твоей помощи».

- Важное правило: не сравнивайте своих детей! Не говорите: «Ты же старше, ты должен…».

Появление второго ребенка на самом деле влечет за собой ухудшение жизни первого. Старший уже не центр внимания в семье, его место «самого маленького» занял другой человечек. Именно вокруг новорожденного, по крайней мере, в первое время все будет вертеться, именно он станет главным объектом восхищения и родителей, и бабушек-дедушек, и всех родственников и друзей. А старшенький вместо привычного: «Бегу к тебе, что случилось, маленький?» или «Сейчас, зайчик, подойду!» будет слышать: «Подожди немного, я занята с малышом», «Не шуми, малыш спит!».

Появление второго ребенка в семье воспринимается родителями немного по-другому. Они уже обладают некоторым опытом в обращении с новорожденными, поэтому испытывают меньше страха, более уверенные манипуляции в вопросах пеленания, кормления и т.д. А вместе с тем все внимание, которое раньше было сосредоточено на первенце, распределяется на двоих. Как следствие, может проявиться ревность первого ребенка ко второму.

Как избежать детской ревности

С рождением второго ребёнка мир изменится не только для вас, но и для вашего первенца. Помогите ему справиться с ситуацией и не позвольте почувствовать себя лишним.

Чтобы избежать детской ревности, родители должны соблюдать некоторые правила.

1. Для детей очень важны тактильные ощущения. Поэтому ребенка нужно чаще целовать и обнимать, гладить по голове и брать за руку. Разрешите ребенку под вашим контролем целовать и брать на руки новорожденного малыша.

2. Хвалите ребенка за любую оказанную вам помощь. А если этой помощи нет, то не нужно его ругать и стыдить.

3. Планируйте время так, чтобы какая-то его часть была полностью посвящена старшему ребенку. Разговаривайте с ним, расспрашивайте, как прошел день в детском саду или школе.

4. Дарите ребенку подарки не только на день рождение и новый год, но и просто так, без повода. Пусть это будут недорогие вещи и игрушки, но зато от души.

Подарки помогут уяснить малышу, что родители его все так же любят и ценят. Но стоит помнить, что подарки нужно делать обоим детям, чтобы старший ребенок понимал, что в семье он теперь не один, что внимание мамы и папы должно доставаться обоим детям.

Соблюдая эти несложные правила, вы заметите, что в вашей семье нет такого понятия как детская ревность.

Руководствуйтесь не только любовью, но и здравым смыслом - так и только так вы сумеете создать по-настоящему счастливую семью.

Мудрая мама привлекает старшего ребенка к уходу за младшим. Тогда и новорожденный оказывается под присмотром, и старшее чадо чувствует себя нужным. Но ребенку надо четко объяснить, что можно делать, а что нельзя. И повторять эти правила придется многократно, прежде чем дитя сможет их понять и усвоить.

4.jpg

27.08.2025

аааа.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

13.03.2025

левша или правша.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».